Быт Элтинора
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться22013-04-24 10:12:12
Денежная система
На территории Элтинора чеканятся монеты следующих номиналов: медные монеты (в простонародье медяшки), мелкие серебряные монеты (серебрушки), серебряные монеты (серебряники) и золотые. Для сравнения:
100 медяшек=1 серебрушка
100 серебрушек=1 серебряник
100 серебряников=1 золотой
Следует заметить, что все доминионы чеканят монеты равных номиналов, однако их форма и изображения могут отличаться. Опытные шпионы, конечно, загодя обзаводятся монетами вражеской территории, однако путешественнику, не желающему вызывать лишние подозрения и привлекать внимание стражи, следует последовать мудрому примеру лазутчиков и торговцев и заранее озаботиться обменом своих сбережений на монеты посещаемого доминиона.
(автор: Ильнатар Саларр)
Поделиться32013-05-21 17:26:35
Реалии мира
Чего в мире Элтинора нет | Что есть |
Алхимия | Травничество, знахарство |
Альбиносы | Двирги |
Беспризорные | Все сироты, бездомные или бедные воспитываются при Храмах Инатель |
Бинокль | Подзорная труба, лупа |
Гаремы, рабство | Наложницы, куртизанки |
Гитара, пианино | Лютня, монохорд |
Другие расы | Люди и демоны |
Зубная паста, зубная щетка | Зубной порошок, зубная кисточка, мисвак |
Карандаш, ручка | Перья, чернила, уголь и краски (разводимые вручную) для рисования |
Книги печатные | Манускрипты, летописи и прочее — все написано вручную |
Механические часы | Песочные и солнечные часы |
Молния, липучки (для одежды) | Пуговицы, крючки, завязки и шнуровки |
Нежить, магические создания, разумные животные | Демоны, заключенные в магический кристалл |
Нефть, порох, зажигательные смеси и огнестрельное оружие | Стихийная магия, луки, арбалеты |
Одежда и обувь: нет купальников, мини и даже миди юбок. Шпилек и высоких каблуков тоже нет | Женский гардероб типично средневековый |
Освещение: газовое и электрическое освещение | Масляная лампа, лампада, лучины, факелы, свечи, магические кристаллы |
Палатка, спальный мешок | Шатер, одеяло |
Пирсинг | Уши прокалывают только женщины |
Рыцарство, рыцарские турниры | Рыцарства нет, турниров, следовательно, тоже. Все воины служат или своему Дому, или властям Девирра |
Средства связи: магические зеркала, магические сообщения, телепатия на больших расстояниях (вообще накладное дело по маг-затратам) | Голубиная почта, посыльные и курьеры (пользующиеся телепортами) |
Табак | — |
Татуировки | Магические символы |
Астрономия | |
Бумага | |
Зеркало | |
Канализация | |
Компас | |
Корсет | |
Косметика | |
Стекло |
* список будет дополняться и расширяться
Поделиться42013-06-23 12:34:54
Напитки
Ежедневные напитки
Кофе — бодрящий напиток, сваренный из размолотых зерен кустарника, растущего в Мирраде и на юге Шадда. Иногда варится с добавкой кардамона, перца, толченого чеснока.
Настой — технология настоев и отваров во многом похожа. Настои могут применяться внутренне, наружно или вдыхаться через разогретые пары. Помимо воды для приготовления настоев также используют спиртосодержащие составы, различные масла и уксус. В качестве сырья применяются деревья и растения, травы, коренья, фрукты, грибы. Чаще для настоев используются отдельные части растений, обладающие наибольшим эффектом, то есть наиболее быстро и полно отдающие полезные вещества.
Отвар — жидкий лечебный напиток, приобретающий полезные свойства последствием водного извлечения из лекарственного растительного сырья. Основное отличие состоит в применяемом лекарственном растительном сырье и более жестких условий экстракции. Для отваров используются в основном кора, корни, корневища, корневища с корнями и иногда толстые жёсткие листья.
Чай — напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Наиболее широко распространены черные сорта из Шадда и зеленые из Рейнира.
Вина
«Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старое вино и старого друга».
Вино — древнейший напиток людей. Первые упоминание этого благородного напитка встречаються еще летописях первой митрической эры, и с тех пор оно стало незаменимым продуктом на столе. География Домов, производящих лучшее вино, довольно обширна, так как виноградники произрастают практически на всем Элтиноре. Некоторые Дома из-за отсутствия собственных виноградников закупают его у своих соседей, богатых этим драгоценным сырьем.
Общие сведения:
Климат южного Риффа и Дирона (холодная, рано наступающая осень) позволяет производить терпимые белые вина, красные же могут пить только северяне.
В Кас-Талиаре солнца хватает, а часть долин материка прикрыта горами, благодаря чему, как красные, так и белые вина этого региона хороши.
Так же хороши вина Миррада.
Вина Рейнира настаивают на травах.
В Мирраде вино со специями не кипятят даже зимой, в Риффе ужин начинают с глинтвейна.
Особо стоит отметить следующие сорта:
«Глайн Соларен» — белое полусладкое вино соломенного цвета с ароматом полевых цветов и фруктовым вкусом. Об этом вине говорят «лето в бутылке», в силу его необычного привкуса, в котором улавливаются лесные ягоды, пыльца и само солнце. Производится в Мирраде, недалеко от озера Глайн.
«Моррал» — вино из Рейнира, ярко золотого цвета с насыщенным ароматом цитрусовых, персикового ликера, абрикоса, лесного ореха, аниса. Вкус яркий, с сливочными и ванильными нотками и долгим послевкусием.
«Лесная слеза» — это исключительное вино из Шадда, по цвету светло-соломенное с легким зеленоватым оттенком. Его запах полон насыщенных ароматов грейпфрута и маракуйи. Эта марка вина идеально подходит к свежим салатам.
«Северная сказка» — это нежное белое сливовое вино с интересным ароматом полевых трав и насыщенным сливовым вкусом производится в Риффе.
Тарское вино — это удивительное клубничное вино с нежным ароматом и приятным мягким вкусом, в отличии от прочих красных вин Дирона, пользуется спросом и ценится за свой непередаваемый фруктовый вкус. Производится в Малом Доме Кон-Тар на одноименном полуострове.
Гролдское вино — это вино из Кас-Талиара хранится десятилетями. Обладает пурпурно-рубиновый цветом и привкусом черной смородины, сливы, вишни и, скорее всего кедра или аниса. Лоза, из которой делается вино должна иметь не меньше десяти лет; чем она старше, тем богаче букет.
Галлужское вино — это вино с богатым вкусом чаще всего подают к ребрышкам под грибным соусом. Производится в Девирре. Оно обладает очень темным цветом, намного темнее, чем вишня. Первый глоток поражает своей резкостью вкуса, но затем вы ощутите тонкий фруктовый шлейф послевкусия без терпкости. Лучше всего, как считается, это вино пить как минимум через час после того, как его разлили по бокалам, чтобы выветрился запах.
«Идор» — чернильное вино. Производится в Кас-Талиаре, на территории Дома Хидор, от которого и пошло его название. Вино Идор называют чернильным из-за очень темного цвета, который близок к черному. Такой цвет напитку придает виноград особого сорта, выращиваемого только в Кас-Талиаре, из которого и изготавливается Идор, и тепловая обработка винограда, технология которой хранится в строжайшей тайне. Вкус настоящего чернильного Идора невозможно спутать с другими винами. В его аромате можно почувствовать нотки ягод, сливы, вишни, и даже кофе. Глядя на насыщенный черный цвет, вы можете быть уверены, что перед вами настоящий Идор с лучшего виноградника Кас-Талиара.
Прочие алкогольные напитки
«На севере пьют пиво и грог с приправами».
Грог — горячий алкогольный напиток. В наиболее общем варианте, представляет собой ром, сильно разбавленный водой с сахаром. Иногда используется горячий чай. В некоторых версиях напитка в воду добавляются разнообразные пряности, в ряде случаев также цитрусовые фрукты.
Малка — очень крепкая (95%) энгарская перцовая настойка, в которую иногда добавляется мед.
«Миррадский нектар» — пахнущий имбирем сироп.
Пиво — распространено во множестве доминионов и пользуется популярностью благодаря своим вкусовым качествам и аромату. Существуют около тысячи сортов пива. Вкусовые характеристики разных видов могут кардинально отличаться. Наибольшей популярностью пользуется среди жителей Риффа и Девирра, а так же среди крестьянского сословия.
Ром — крепкий спиртной напиток, изготавливаемый путём сбраживания и перегонки из побочных продуктов сахарно-тростникового производства, таких как патока и тростниковый сироп. Прозрачная жидкость, получающаяся после перегонки, обычно затем выдерживается в дубовых или других бочках.
Шлосс — виноградная водка домашнего приготовления, которую полагается глотать, не смакуя и немедленно закусывать, лучше всего горячим соленым хлебом.
Вейрский шлосс — отличается ароматом дыма и можжевельника.
Поделиться52013-06-26 18:04:06
О женщинах, браке и семье
Уроки этики в храмовой школе
Лекция №3. Роль и место женщины, девушки и девочки в обществе Элтинора.
Значение брака и семьи
В наше время женщина выполняет не последнюю роль в обществе. Но и не первую. Случаи становления женщин у власти крайне редки и являются исключениями, которые с сотворения мира можно сосчитать по пальцам. И об этом вы уже слышали на уроках истории.
В первую очередь женщина – продолжательница рода, хранительница семейного очага. И это касается не только семей ремесленников, торговцев или крестьян. В правящих и малых Домах никто просто так женщину к власти не допустит. Плох будет тот отец или муж, которому посмеет перечить или же поучать, как ему вести дела собственная жена или дочь.
Другое дело матери… Роль матери, как вы знаете, очень велика, даже не смотря на то, что детей воспитывают вне дома. Это связано с поклонением Инатель, которая так же является матерью, но матерью всего сущего. Потому каждой девушке так важно выйти замуж и выносить ребенка. Матерей уважают, их любят, чтят и прислушиваются к их мнению. Они же, в свою очередь, окружают своих детей любовью, заботой и вниманием, подобно светлой богине. Но именно эта материнская, почетная роль накладывает на женщину определенные ограничения и обязательства.
Юным девочкам и девушкам не зазорно иметь платонических влюбленностей или воздыхателей. Разумеется, в рамках приличия. Но подходящую партию, как правило, ей выбирает отец. Зачастую это случается, едва дитя появляется на свет.
В доме родителей незамужняя девушка не имеет особенных привилегий, таких как собственная прислуга или завтраки в покоях, за исключением случаев, когда она больна.
В повседневных делах замужние и незамужние женщины вне зависимости от положения в обществе, следят за работой прислуги, руководят бытовыми вопросами, распоряжаются домом. Организуют пиры, праздники, танцы. Могут вести научную работу, заниматься магией, целительством, травничеством, искусством, ремеслом. Могут служить при храмах Инатель или даже в Темном Ордене, но никогда не достигнут тех высот в избранной сфере, коими могут похвастаться мужчины.
Конечно, девушка вольна избрать для себя профессию или занятие, не очень-то сочетающуюся с таким благостным представлением о ней, но при этом в той или иной степени будет задета её честь.
Вообще, с самого рождения и до смерти, важнейшим достоинством для девушки и женщины в наше время является не только красота, ум и домовитость, но и её честь. Будучи замеченной в дружбе с особами обоих полов не слишком-то сдержанных в проявлении жизнелюбия, таких как прелюбодеяние или неразборчивость в любовных контактах, она может лишиться права присутствия в приличном обществе и рискует никогда не найти себе хорошую партию. Кому нужна жена, о которой ходят нелицеприятные слухи? А если девушка сама окажется в числе прелюбодеев, то её ждет печальная участь жизни в унизительном статусе любовницы, куртизанки или попросту распутницы, которой даже иной уважающий себя муж не подаст при встрече руки.
И если сохранение девической чести до замужества является гарантом последующего удачного брака, одобрения семьи, окружения и общества, то верность мужу считается одним из основных постулатов супружеской жизни. Если женщина бывает замечена в измене и неверный муж или любой другой свидетель адюльтера сподобится сообщить об этом родным, её ждет весьма постыдное будущее. Рожденные в этом союзе наследник и другие дети перестают считаться законными, приобретая статус бастардов без родовых имен, потому как проверить, была ли неверная жена в измене единожды, или много раз, не представляется возможным. А этот брак может быть расторгнут. Естественно, рассчитывать на снисхождение при этом не придется. И все, что ей останется – унизительный статус чьей-нибудь любовницы. В лучшем случае.
То же касается и вдов. Закон не запрещает повторного заключения брака для вдовы. Но исключает порочащие её контакты на стороне, без заключения союза. Это приравнено к распутству в той же степени, в которой касается девушек или же замужних женщин.
Помимо общественного резонанса, неверность карается Лайрэ, богиней семейного очага. Но богиня, в отличие от общества, наказывает не только женщин, но и женатых мужчин, не гнушающихся измен.
Поделиться62013-08-25 14:58:06
Свадебные обряды Элтинора
Свадебный обряд Энгара
[float=right][/float]
Начинается всё с того, что невесту вместе с семьей или просто самыми близкими родственниками накануне свадьбы привозят в дом жениха. Они готовят невесту к обряду, купают, одевают, украшают волосы цветами и лентами. Жених не должен нареченную видеть ровно до тех пор, пока не появится она в красивом платье на пороге дома. Цвет ее наряда зависит от гербового цвета Доминиона, где живут влюбленные. На пороге же их будут ждать двое оракулов Лайрэ. Молодые повторяют действия оракулов. Жених следует за мужчиной, невеста – за женщиной. Идут они по дорожке из риса, пшеницы или цветов. Позже гости соберут это всё в мешочки и принесут в дар на алтарь Лайрэ. Руки обеих пар обвязывают белыми лентами, и после этого они идут до водоема. Если же поблизости нет нигде рек, озер или еще какого источника, влюбленных просто обливают водой. Существует поверье, что вода – символ очищения. Если вода не станет мутной, то жизнь молодых будет долгой и счастливой. После ритуала в воде жених и невеста обмениваются подарками. Оракулы Лайрэ благословляют влюбленных и объявляют их мужем и женой. Дальше всех ждет пир, который будет продолжаться до ночи.
(авторы: Энрика и Даррэл Корн-Терион)
Свадебный обряд Аридара
Свадебный обряд в Аридаре немногим отличается от обряда, принятого в Энгаре. Прежде, чем заключить брак, кто-то из семьи жениха или невесты должен совершить паломничество к гробнице Дайнина Снежного Вестника, чтобы принести свои дары и получить у жрецов освященные ленты и воду из талого снега с вершин Аридарских гор. По возвращении паломника назначается день свадьбы.
Накануне самые близкие родственники (в их отсутствие – служители храма Инатель, в чьих стенах выросла девушка) привозят невесту в дом будущего супруга и проводят ночь подле нее. Тогда же оракулы Лайрэ забирают освященные ленты и талую воду, чтобы на рассвете добавить ее в водоем или специальную чашу, установленной на высоком постаменте и наполненную ключевой водой. С утра и до полудня происходят приготовления к обряду.
Церемония начинается в полдень шествием от порога дома, куда молодых подводят оракулы Лайрэ. Руки жениха и невесты перевязывают освященными лентами, и оракулы Лайрэ ведут процессию по дорожке, засыпанной пшеницей или цветами, которые считаются лучшим подношением Лайрэ.
Но прежде, чем молодые войдут в воду или опустят связанные летной руки в чашу с освященной водой, оракулы Лайрэ специальным церемониальным кинжалом из рога виенго наносят жениху и невесте неглубокий порез на запястьях. После чего те берутся за руки так, чтобы, смешавшись, их кровь попала на ленту и капли ее упали в воду. Тем же кинжалом лента рассекается, и половинки ее, символизирующие части единого целого, отдаются жениху и невесте. С этого момента их считают мужем и женой. Процессия возвращается в дом. Празднование продолжается до поздней ночи.
(автор: Даррэл Корн-Терион)
Поделиться72013-08-25 20:52:32
Похоронные обряды Элтинора
[float=right][/float]
Если жить достойно, уважать богов, то после смерти можно попасть к ним в чертоги. Но люди считают что и этого не достаточно. Следует правильно проводить умершего в последний путь, и тогда Боги Элтинора смогут принять праведного человека в свой чертог. У каждого из Доминионов свои взгляды на то, как должен происходить погребальный обряд.
В Корн-Терионе, там, где земля большую часть времени промерзлая настолько, что можно только поломать лопату, а реки часто скованы льдом, и было бы глупо отправлять в последний путь на лодке, сжигают умершего на костре. Чем влиятельней человек, тем больше погребальный костер. Часто кладут к телу ветви можжевельника и вещи, которыми он пользовался при жизни и дорожил. Пепел развеивают по ветру.
В Доминионе Рифф тело помещают в лодку и отправляют в долгое плаванье. Затем лучник поджигает лодку с помощью горящей стрелы. Никаких вещей к умершему не кладут. Женщинам к лодке запрещено прикасаться.
В Мирраде мертвецов закапывают в глиняном гробу, положив в рот инжир. С можжевеловыми веточками в руках процессия провожает почившего в последний путь, где растение сжигается в чаше, а дымом окуривается тело.
Аридарцы предпочитают строить гробницы, склепы, крипты. Чем влиятельней умерший, тем больше гробница. Чаще всего хоронят рядом с предками.
В Дироне закапывают в землю, завернув тело в шерстяную черную ткань, которая может быть украшена вышивками животных или цветов. Зависит от пола умершего. Поверх могилы сажают молодое деревце. Выбрать можно любое.
В Доминионе Шадд погребальный обряд такой же как у Риффов. Только кладут в лодку ветви можжевельника.
Поделиться82013-09-15 20:03:49
Как одеваются в Элтиноре
Наряды, которые носят жители Энгара и Аридара, разнообразны. Есть и простые на каждый день для крестьян и обычных горожан (ремесленников, слуг и т.д.), а есть пышные для тех, в чьем кошелке не бывает пусто. Но все эти костюмы не слишком разнятся по фасону. Длина женских платьев строго определена по всему миру, а мужчины вряд ли будут ходить в коротких шортах или же в юбках. Так что же именно одевают?
В первую очередь стоит сказать про ткань, используемую для шитья одежды. Чаще всего используется шерсть, различающаяся по качеству. В самую дешевую нередко добавлляют льяные или конопляные волокна. Шерсть, на производство которой тратится больше сил и времени, тоньше, приятна на ощупь и ее нередко обрабатывают природными красителями. Кроме как из шерсти одежду делют из льна, хлопка. Знать же может себе позволить наряды из шелковых тканей. Кроме тканей используются и кожа животных Из нее изготавливают перчатки, пояса, фартуки и обувь.
Женская одежда
(картинки кликабельны)
[float=right][/float]
Блио – женская одежда с боковыми шнуровками, узкими рукавами, которые заканчиваются длинными свисающими манжетами. Существует два вида: простая туника до середины икры и сложное и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки до пола с разрезами по бокам.
Блио представляет собой глухую накладную одежду с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Рукава блио цельнокроеные узкие с воронкообразным расширением внизу. Через боковые разрезы нижней части просматривается нижняя туника, яркая и контрастная по цвету. Боковые разрезы шнуруются лентами для облегания груди и талии. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа.
«Южное» сюрко – миррадская накидка, пошитая из легких тканей. Носят поверх одежды.
Корсаж – жилет со шнуровкой на спине. Носят поверх блио.
Котарди – очень узкое и длинное платье, зашнурованное или застегиваемое спереди.
Камиза – нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого тонкого белого полотна.
Котта – туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами.
Упеленд – очень свободное складчатое платье с широкими (1-3 метра) рукавами.
Киртл – сильно приталенное платье с глубоким вырезом.
Роб – платье с узким лифом, талия которого обозначается сразу под грудью. Спереди, как и киртл, имеет длинный разрез, который прикрывается широким жестким поясом, различной ширины. Ниспадающая из-под пояса широкая юбка, длиной своей превышает рост и заканчивается довольно большим шлейфом. Рукава бывают узкие или широкие. В первом случае они заканчиваются раструбом, прикрывающим большой палец руки, во втором - украшаются мехом, аппликацией из сукна, подшиваются парчой или тканью другого цвета. Если платье суконное, оно рукава, изрезанные особой формой рисунка.
Симара – распашная одежда без рукавов, с застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой. Застегивается, как правило, только на груди.
Корсет – узкий лиф из плотной ткани, который надевают на тело с целью придать фигуре более изящный вид.
Мужская одежда
Дублет – плотно облегающая фигуру куртка с длинными рукавами или без них. Дублет делают на стеганой ватной подкладке. Часто украшают вышивками, продольными разрезами, которые скрепляются небольшими пряжками (иногда с драгоценными камнями).
Гамбизон – длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная. Носят либо под доспехами, либо как верхнюю одежду.
Гаун – выходная одежда на меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами и с меховым воротником без застежки.
Гугель – капюшон, переходящий в воротник на плечах.
Сюрко – длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо. Часто украшают гербом владельца. Обычно сюрко длиной чуть ниже колена, имеет разрезы в передней и задней части, без рукавов. Воины носят поверх доспеха.
Камзол – узкая мужская рубашка длиной до колен с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Так же бывают камзолы без рукавов.
[float=left][/float]
Жилет – одежда без рукавов. Изготавливаются жилеты из белого пике, шелка, бархата, из набивной ткани с рисунком в цветочек, полоску, клетку. Украшаются вышивкой и дорогими пуговицами.
Брюки (штаны) – предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела, в том числе каждую ногу отдельно, и закрывающий колени. Длиной достигают щиколоток или верхней части стопы.
Рубашка – верхняя и нижняя одежда. Шьется из льна, хлопка или шелка. Существует несколько видов рубашек. Длинная (до бедер или колен), короткая (чуть ниже талии), с широкими или узкими рукавами, с воротником или без. Так же бывают рубашки на пуговицах, шнуровке, свободные, приталенные.
Поделиться92013-11-04 22:18:45
Ядовитые и вредные вещества
«Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости. Одна лишь доза делает яд незаметным».
Из монографии «О малых веществах» Авнира Ёрмийского,
мэтра Круга практических исследований,
96 год третьей эпохи II митрической эры, Девирр.
[float=left][/float]
Яд — вещество, приводящее в сравнительно небольших относительно массы тела дозах или малых концентрациях к расстройству или нарушению тех или иных процессов жизнедеятельности организма, к возникновению отравления или каких-либо других патологических состояний.
В первую эпоху люди совершенно не разбирались в ядах, которыми успешно травили друг друга и не менее успешно травились сами. То есть они, конечно, знали, что если взять определенную траву и сделать из нее отвар, то при его помощи вполне можно кого-то отправить в чертоги богов. Но вот что это за трава и действительно ли это она — это с уверенностью могли сказать лишь немногие травники, письменные свидетельства о знаниях которых, к сожалению, до наших дней не сохранились. Поэтому давайте обратим свое внимание на более поздние письменные источники.
Немного о праве
[float=left][/float]
Согласно знаменитой монографии Авнира Ёрмийского, которую и по сей день принято считать настольной книгой любого уважающего себя токсиколога, на протяжении первых эпох главным вопросом, с которым сталкивался каждый отравитель, был не в определении ядовитости тех или иных веществ, а относился к духовной стороне процесса отравления. Является ли отравление убийством, или же бескровную смерть, зачастую выглядящую как несчастный случай, бог Смерти прощает как ненасильственную? Во времена второй эпохи, когда смерть от клинка или магии была гораздо более распространенным явлением, а дожить до преклонных лет удавалось очень немногим, Темный Орден действовал не менее эффективно, чем в наши дни, но зачастую просто не успевал добраться до всех зачисленных в «списки мертвых». Затрудняет исследования и тот факт, что с точностью определить как смерть от вроде бы естественных причин или более похожую на несчастный случай сложно, а уж определить виновного и вовсе невозможно. Тем не менее точку в метаниях отравителей поставило обращение Патриарха Клавдия к Совету Десяти в 12 году третьей эпохи II митрической эры, в котором он от лица своей богини осудил отравителей, и назвал смерть от яда бесчестной и богопротивной.
Однако в наши дни известны случаи, когда отравители были оправданы. Показательным случаем стал суд над дочерью Лорда Миррада в 48 году нашей эпохи, когда ее действия были признаны правомерными и определены как самозащита, а присутствовавшие оракулы Инатель и Изираэля от лиц своих богов подтвердили, что те не имеют к отравительнице претензий.
Тем не менее, случаи оправдания отравителей крайне редки, а с окончанием войн Домов Темный Орден преследует их наравне с другими отступниками, и потому, возможно, статистика отравлений в наши дни столь неоправданно высока.
В нашу эпоху исследователи заметно продвинулись в изучении ядов и их воздействия на организм людей, в чем «Искателям» неоценимую помощь оказали Лорды некоторых Домов, а так же власти Девирра.
Немного об истории
[float=left][/float]
В сохранившихся до наших дней трактатах травников начала второй эпохи содержатся сведения о ядовитых средствах, которые использовались для умерщвления человека, а так же для вызывания нестерпимой боли или состояния помутненного рассудка, когда опоенный или покорно выполнял указания коварных отравителей, или же наоборот терял способность солгать в ответе на расспросы. Среди них растительные яды — бриония, коричник, мандрагора, беладонна, а также синильная кислота, которую получали из горького миндаля или косточек персиков. Исследователи склоняются к тому, что обреченные заговорщики принимали яд, изготовленный из амаолы: он погружал людей в сон, переходящий в забытье и смерть.
Первое известное историкам громкое «дело об отравлениях» относится ко времени становления вольных территорий Девирра, т.е. к концу второй эпохи. Отравления «косили» знатных жителей города одного за другим. Поначалу загадочный мор был расценен как эпидемия неведомого заболевания. Однако оракулы Инатель опровергали такую возможность и указывали на злой умысел, а через некоторое время в Темный Орден поступил донос служанки, где указывались имена женщин, распространяющих яды среди желающих избавиться от опостылевших домочадцев. При обыске у этих «добрых» горожанок были обнаружены различные снадобья, которые, по утверждению дам, были всего лишь безобидными лекарствами. Дабы доказать это, Орден потребовал от них принять зелья, что являлось приговором бога Смерти и привело к скорой смерти отравительниц. Всего при расследовании эпидемии загадочных смертей было казнено около 100 женщин-отравительниц. Какие яды они использовали? Вероятнее всего — яды животного происхождения, такие как рог ликора или гораздо более распространенное и доступное «паучье молоко». Позднее мэтр Авнир Ёрмийский в своем труде «О малых веществах» описал более полусотни известных ядов, в том числе и такой экзотический, как кровь утки, откормленной отравленной пищей.
В середине второй эпохи отравления в Правящих Домах приобрели столь массовый характер, что «пробователи» пищи, как прочие ремесленники, объединились в особую коллегию, членам которой полагалось работать только в присутствии оракула Инатель. Надобность в «пробователях» возникла, чтобы не подвергать опасности здоровье и жизни Лордов и Наследников Правящих Домов, однако, их услуги могли позволить себе и прочие члены Домов, а тек же менее родовитые, но обеспеченные жители доминионов. Считается, что именно тогда возник обычай чокаться бокалами, чтобы вино выплескивалось из одного кубка в другой: так сотрапезники демонстрировали, что в вине нет яда. Свойства ядов, в первую очередь растительного происхождения, вызывали неизменный интерес у властей предержащих. В непростой жизни правителей эти знания помогали не только тихо и без скандала устранять или компрометировать конкурентов, но и предупреждать возможные покушения на себя. Последний Лорд Хорна, правивший всего пять лет, завоевал себе недобрую славу. Большой знаток растительного мира, Лорд сам выращивал в садах цитадели лекарственные и ядовитые растения — ипомею, искровик, брионию, беладонну, Мааров цвет и др. — и изучал их свойства. Существует предание, что, составляя ядовитые коктейли, сей Лорд проверял их действие не только на врагах, но и на друзьях. Чем не пожертвуешь во имя науки? [float=right][/float]
Еще одним легендарным знатоком ядов был Лорд Таддэо Саларр — последний серьезный противник Дирона, после смерти которого во время осады цитадели Саларра войсками Дирона в 3714 году второй эпохи этот Малый Дом принял покровительство Правящего Дома. Предание гласит, что отец Таддэо был отравлен ядом, против которого даже иммунитет Малого Дома к ядам оказался бессилен, и что сам он с юных лет задался целью избежать подобной участи. История повествует о необыкновенных садах Лорда Таддэо, где росли удивительные растения. Из них милорд собственноручно составлял не только ядовитые смеси, но и противоядия. Свойства своих ядов он обычно проверял на преступниках, приговоренных к смерти. В хрониках упоминается о том, что после сокрушительного поражения, нанесенного армией Дирона, Лорд пытался отравиться, однако ни один яд на него не подействовал — свести счеты с жизнью помог кинжал.
Власти доминионов всегда принимали меры к ограничению продажи ядовитых веществ. Указы гласили, что подобная продажа может быть разрешена лекарям, травникам, золотых дел мастерам, красильщикам и другим нуждающимся в нем лицам после выяснения их имен и места жительства. Но деньги делали свое дело, и при большом желании яд мог и может приобрести любой.
Описанные выше истории об отравлениях — лишь несколько страниц в зловещей хронике использования ядов. И пока человечество со своими страстями и пороками существует, хроника эта будет пополняться все новыми фактами.
Классификация
[float=left][/float]Единственной верной классификации не существует — количество ядов, многие из которых далеко не всегда укладываются в какие-то жесткие рамки, поистине огромно. Потому яды делятся по нескольким направлениям: по типу действия (галлюцинации, диарея, паралич, судороги, кровотечение и т.п.), по объекту воздействия (на нервную систему, разрушающие мышечную ткань (некротические), почки и печень, сердце и т.п., а так же яды общего воздействия (угарный газ, синильная кислота и т.п.)), по происхождению (растительного происхождения, животного происхождения, газы, жидкости, минералы и т.п.) и по скорости действия (быстродействующие, медленно действующие).
Следует особо отметить, что мгновенных ядов в природе Элтинора не существует, и даже если человек получил дозу самого быстродействующего яда, например, в результате укуса аспида, действие яда может остановить оракул Инатель и полностью исцелить пострадавшего. Если успеет до него добежать.
Ядовитые травы и животные
[float=left][/float]
Особо осторожными следует быть в обращении со следующими растениями и продуктами, содержащими их части:
Аконит — целебное, но крайне ядовитое растение, правильно собранный и заготовленный аконит ценится на вес золота. Убивает аконит долго и страшно.
Беладонна — сильное болеутоляющее, при неправильной дозировке может оказаться смертельным. Плоды беладонны используются для «развязывания языков» и вызывают сильные галлюцинации, как и сок растения.
Бриония — ягоды этого растения являются основным компонентом популярного в преступных кругах яда под названием «Черное вино», вызывающего судороги и сильные боли, однако, в большинстве своем не смертельного.
Ипомея — вещество в семенах этого растения вызывает галлюцинации и усиливает уже имеющиеся психические расстройства, используется в производстве галлюциногенного порошка «Утреннее сияние». Не вызывает привыкания.
Искровик — вызывает временную потерю памяти о последних прожитых днях.
Коричник — из него производятся обезболивающие и противовоспалительные средства, но и самые распространенные галлюциногены «Слёзы змея» или «фисш», вызывающие привыкание.
Мааров цвет — безвредные для большинства людей, снадобья, в состав которых входит этто растение, крайне опасны для людей, имеющих психические расстройства. Усиливает галлюцинации и ослабляет контроль.
Мандрагора — болеутоляющее, успокаивающее и анестезирующее средство, но и сильнейший яд, приводящий к мучительной смерти. При ошибочной дозировке погружает в сон, полный особо реалистичных кошмаров, самостоятельно проснуться из которых невозможно. Принявший разбавленный в вине сок мандрагоры человек начинает видеть галлюцинации, впадает в буйство, а через какое-то время падает без чувств. Его пульс почти не прощупывается, кожа бледнеет и холодеет — для незнающих людей он мертв, однако на деле это совсем не так. Через пару часов пульс и кровообращение нормализуются, если, конечно, к тому времени бедолагу уже не прикопают под ближайшим кустом.
[float=left][/float]Так же широко используются яды животного мира. Особо следует обратить внимание на следующих представителей фауны:
Арайгн — яд арайгна или «паучье молоко» является одним из самых сильных и безжалостных ядов, труднодобываемым, но отнюдь не редким.
Аспид — смерть от яда аспида наступает через 2-3 минуты после укуса.
Ликор — чрезвычайно ядовитым является рог черного единорога, который достаточно растереть в порошок, чтобы получить быстрый яд, не имеющий ни вкуса, ни запаха. К счастью, ликоры встречаются крайне редко, и этот яд является редкостью.
Цевар — порошок из когтя цевара влияет на сознание, в больших дозах даря удивительно яркие и смертельно опасные галлюцинации.